Skip to main content

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! АРХИВ газеты Школьная страна sh-st.ru

Новые слайды

Наши слайды о детях России

Все для фронта, все для победы!

Газета "64"

ПамятНО

(Все для фронта, все для Победы!),

автор Конышев Мирослав Сергеевич

Победа!
Какое желанное слово!
Как долго ждали люди разных национальностей и разных стран, этого события. Как много жизней было отдано во имя Победы. И только объединив все силы на фронте и в тылу, советские люди остановили и уничтожили фашизм.

В Омске – городе, в котором я живу, - во время войны на базе московских эвакуированных заводов был развернут самолетостроительный завод, ныне производственное объединение «Полет».
Более 3800 самолетов, изготовленных на заводе в Омске, участвовали во всех крупнейших  битвах, в том числе на Курской дуге и во время взятия Берлина.

Рабочие завода внесли в Фонд обороны 5 миллионов рублей, изготовили сверх плана 2 эскадрильи самолетов, несколько именных машин. На омских Як-ах сражались французские летчики из прославленного полка «Нормандия-Неман». Это один из последних и один из лучших винтомоторных истребителей второй мировой войны.

Но вернемся в военные сороковые – роковые. Вместе с авиазаводом № 81 из Тушино в Омск был эвакуирован и мой прадед Николай Александрович Целиков. Как и многие мужчины, он считал, что должен быть на фронте, но ему объяснили: Красной Армии нужны не только смелые воины, но и новая, современная техника.

Нелёгкая задача легла на плечи омичей, они принимали в семьи эвакуированных, делились всем самым необходимым, строили вместе бараки для жилья, где в маленьких комнатках в суровые военные годы жили семьи. Вместе они построили целую улицу, и называлась она Московская. Тяжело приходилось людям в военное время: у моей прабабушки было семь детей, она всегда много работала, но, я никогда не слышал, чтобы она жаловалась, роптала на судьбу. Люди делали все для фронта, все для победы!

Моя бабушка Лидия Николаевна Целикова, которая в то время была маленькой девочкой, рассказывала, что работа не прекращалась ни днем ни ночью. Прямо под открытым небом, накрыв брезентом стены строившегося цеха, рабочие монтировали станки. Это кажется невероятным, но уже через шесть месяцев завод стал выпускать первую продукцию. Это были бомбардировщики Ту-2 и истребители Як-7 и Як-9.

Мой прадед - столяр высшего, 6-го разряда, участвовал в сборке самолетов. Даже представить трудно, сколько деревянных нервюр и стрингеров было изготовлено им для каждого крыла самолета? Вместе с другими рабочими он изготавливал обшивку к самолетам, которая на машинах первых серий была сделана из 6-мм фанеры. Эта работа требовала большой точности и внимательности, ведь когда мастер вытачивает деталь, он не видит изделия целиком, только в сборочном цехе все части самолета встречаются вместе. В самолете брак недопустим. Детали обшивки должны прилегать друг к другу так плотно, чтобы полотно приклеивалось ровно, и конструкции не отставали от него.

Я читал в мемуарах конструктора Яковлева, что каждая новая модель самолета изготавливалась «из сосновых брусков и фанеры, но внешне ничем не отличалась от настоящего самолёта». Такую работу поручали самым высококвалифицированным рабочим, возможно, и мой прадед Николай (получается, что имя свое он получил не случайно, ведь св. Николай покровительствовал мастеровому люду) участвовал в создании таких образцовых изделий.

О своем отце моя бабушка говорила, что это был настоящий мастер своего дела, золотые руки. Он искусно и добросовестно выполнял любую работу, у моей прабабушки в доме до сих пор стоит мебель, сделанная им. Он был очень добрым и скромным человеком. Его работа во время Великой Отечественной войны отмечена медалью «За доблестный труд».

Немцы наступали, и самолеты Красной Армии были нужны как воздух. Количество выпускаемых машин день ото дня росло, от всех рабочих требовалось неимоверное напряжение сил. Приходилось ночевать на заводе, иногда по трое суток не отходить от станка, работать в плохо отапливаемых помещениях. Только с марта по октябрь было собрано восемьдесят бомбардировщиков ТУ-2. Рабочие делали все для фронта, все для победы!

Сегодня перед проходной ПО «Полет» стоит памятник труженикам тыла -это взмывающий ввысь ЯК-9. 

Я горжусь моими прадедами: один – Кузнецов Иван Федорович – защищал Москву, другой – Целиков Николай Александрович – все годы войны трудился в тылу. Они отдавали все силы, чтобы приблизить победу. Я всегда буду чтить их дела и стараться быть достойным их памяти.

"Стильно" апрель 2010 г.

Школьная страна

_________________________________________________
Школьная страна Российская газета официальный сайт
Школьная страна -


Российская газета для школьников, учителей и родителей.

Тираж печатного варианта - 10 000 экземпляров.

Формат А3, 4 полосы полноцветные,
4 - черно-белые.

Распространяется бесплатно:
школы,
администрации регионов,
министерства образования, культуры регионов,
Федеральные органы власти,
индивидуальные подписчики и предприятия.